В режиме ремонта: на газопроводе Минск — Вильнюс идут огневые работы

Работа газовиков сродни работе моряка: оба заступают на трудовую вахту, которая длится месяцами и очень часто — в тяжелых погодных условиях.

Корреспондент агентства «Минск-Новости» побывала в пресс-туре, организованном ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», и узнала, как проходят рабочие будни на белорусской газовой магистрали.

— Это вам с погодой повезло! Вчера днем дождь был и ночью лило, — встретили журналистов работники филиала «Слонимское управление магистральных газопроводов ОАО „Газпром трансгаз Беларусь“».

— А если бы и сегодня лило? Что бы вы делали? — поинтересовались в ответ.

— А делали бы все то же самое, но в менее комфортных условиях!

В Сморгонском районе на 113-м километре белорусского участка магистрального газопровода Минск — Вильнюс сегодня работает техника, практически все готово к ремонту дефектного участка трубы. Его вырежут и заменят новым. Правда, чтобы это стало возможным, бригада из 40 человек целую неделю расчищала около двух гектаров в болотистой местности: выкорчевывали кусты и камыши, прокладывали лежневую дорогу, возводили подпорные стены, рыли обводные каналы и всеми способами понижали уровень воды. Если вакуумный насос установки, которая работает круглосуточно, отключить минут на 20, то котлован затопит до краев, пояснили специалисты. Неожиданностью подобное оживление на ранее безлюдном участке стало разве что для местных бобров. Для работников белорусского трансгаза это плановый, поэтапный комплексный ремонт магистрали. На языке профессионалов — «огневые работы».

— Каждые 15 лет проводится внутритрубная дефектоскопия. Специальный поршень с датчиками и магнитами проходит через потоки газа, и мы получаем четкую информацию о состоянии магистрали, — пояснил главный инженер — заместитель начальника филиала «Минское управление магистральных газопроводов ОАО „Газпром трансгаз Беларусь“» Сергей Куклицкий. — Прибор создает магнитное искажение поля, которое позволяет зафиксировать и сохранить все возможные дефекты. Через каждые 100 километров специалисты снимают и анализируют эту информацию. Производятся расчеты, на основании которых рассматриваются варианты решения обнаруженных проблем. В случае необходимости проводятся дополнительные локальные исследования. Ничто не бывает идеальным.

Газопровод Минск — Вильнюс сделан из низколегированной стали с толщиной стенок 12–15 мм и введен в эксплуатацию в 1989 году. Под давлением, равным 54 атмосферам, по нему можно прокачать порядка 8,5 млрд куб. м газа в год. Это проектная мощность, то есть максимум. На самом деле среднегодовой показатель — около 5 млрд куб. м.

— А вы в Слониме живете? — поинтересовался один журналист у рабочего.

— Он в КамАЗе живет, — со смехом ответили его коллеги.

И в такой формулировке есть только доля шутки. В бригаде как-то подсчитали, что один из мастеров проработал в полевых условиях все 52 недели года. В среднем получается, что две трети времени работники ОАО «Газпром трансгаз Беларусь» проводят в разъездах. Не домашний, конечно, уют, но кунг на базе КамАЗа оборудован всем необходимым для жизни в длительных командировках. Стандартный интерьер — четыре спальных места, как в плацкартном вагоне, телевизор, DVD—магнитофон, кондиционер. А также холодильник, двухконфорочная газовая плитка, микроволновая печь — вполне обустроенная кухня. Впрочем, кулинарные изыскания — дело исключительно добровольное. Трехразовое питание с горячим обедом работникам обеспечивает филиал «Управление по организации общественного питания», еду привозят прямо на место дислокации. Бесплатно. «Квартира» на колесах, где располагается руководство, именуется «штабом» и способна принять на ночлег 10 человек. Здесь же проводятся оперативные совещания и расположен узел радиорелейной связи.

— С друзьями, одноклассниками встречаюсь нечасто. Они предлагают на природе отдохнуть, порыбачить, а я говорю: «Может все-таки лучше в ресторан сходим?» Не понимают, что я на этой природе безвылазно 100 дней провел! — смеется Сергей Куклицкий. — На самом деле жизнь в таком темпе устраивает не каждого. Многие, кто рассчитывал на большие зарплаты, потом сталкиваются с реальными условиями работы, не выдерживают и увольняются. Наши водители, например, ничего не боятся. Я раньше любил ралли всякие по телевизору смотреть, так вот наши профи фору дадут многим! Представляете КамАЗ, который по самое лобовое стекло в болоте завяз? Ничего! Вытаскивают, помоют — и снова в работу.

В нынешнем ремонте задействовано 110 единиц самой разной техники: от уазиков до сложнейших механизмов.

— Газоанализатор используется для определения концентрации метана в магистральном газопроводе и котловане. Норма — можно приступать к замене поврежденного участка, — рассказал начальник аварийно-восстановительного поезда филиала «Слонимское управление магистральных газопроводов ОАО „Газпром трансгаз Беларусь“» Виталий Русилевич. И тут же продемонстрировал работу прибора на примере воздуха: содержание чистого кислорода — 26 %!

На 119-м километре заменой еще одного дефектного участка занимаются специалисты филиала «Минское управление магистральных газопроводов ОАО „Газпром трансгаз Беларусь“». Монтаж, или, как его попросту называют, «подгонка», — работа, требующая филигранной техники. Задействованы два трубоукладчика, экскаватор, но главное — глаз-алмаз и руки мастера. Перед сваркой новую трубу надо зафиксировать так, чтобы зазор между стенками магистрали и монтируемого участка не превышал 3 мм. И это при диаметре трубы 1.200 мм и без малого 10-метровой длине «обновки»! Допустимая погрешность — 0,1 %. Чтобы добиться такого результата, иногда приходится тратить только на подгонку 15–20 часов.

— По технике исполнения это как бросок в дзюдо. Тот момент, когда противник еще даже не понял, что уже побежден, — приводит аналогию Сергей Куклицкий. — Дальше — дело за сварщиками. Срок гарантии качества их работы составляет 33 года. Под личную ответственность всей бригады. Вплоть до уголовной.

Подача газа в Литву и Калининградскую область России должна быть восстановлена 30 июля. Пока они обеспечиваются газом за счет запасов в своих сетях. Комплексный ремонт проходит поэтапно, и на все про все отпущено всего 240 часов. Чтобы уложиться, работа идет практически непрерывно. Специалисты определили 35 дефектных мест, на 8 из которых требуется замена участков магистрали. Чтобы уложиться в чрезвычайно сжатые сроки, к работе привлечены 350 специалистов ОАО «Газпром трансгаз Беларусь». Протяженность белорусского участка магистрали Минск — Вильнюс составляет 199 километров. Он проходит по территории шести районов Минской и Гродненской областей. «Труба границ не признает», — говорят рабочие, а потому плановым ремонтом своего участка газопровода сегодня заняты и литовцы. Правда, наши соседи привлекают для этого подрядные организации.

— На нашем участке все работы по обслуживанию и ремонту магистрали выполняются исключительно специалистами «Газпром трансгаз Беларусь». Все умеем и делаем сами, — не без гордости говорит Сергей Куклицкий. — Вот у вас в квартире всегда газ есть? Всегда! А свет? А вода? С этим, согласитесь, небольшие перебои случаются. Люди думают, что газ сам собой к ним приходит. Воспринимают его как должное и само собой разумеющееся. А для нас это — самый главный показатель работы!


Автор: Алёна Кореневская

Источник: Минск-Новости