9 мая 2016

Газ для автомобиля: за и против

Оценить эффективность использования газомоторного топлива на примере сельхозпредприятий планируется в Беларуси.

Такое распоряжение отдал Александр Лукашенко во время недавнего визита на Минский автомобильный завод. Предполагается, что в случае положительного результата белорусские производители продолжат расширять линейку транспорта, работающего на газомоторном топливе. Пилотный проект на базе нескольких сельхозпредприятий должен стартовать следующей весной. На подготовку необходимой техники и инфраструктуры отведен один год. «БР» выяснила, что сегодня представляет собой «газовая инфраструктура» и о чем свидетельствует опыт других стран.

На выставке «Белорусский промышленный форум» компания «Газпром трансгаз Беларусь» продемонстрировала возможности и перспективы использования газа в качестве моторного топлива.

Планы газификации

Планы перевода на газ автопарка страны не новы. В 2012 году правительство Беларуси и ПАО «Газпром» подписали протокол о намерениях по расширению сотрудничества в области использования компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топ­лива. Спустя год стороны утвердили комплекс мероприятий по расширению применения метана, а в 2014-м подписали Дорожную карту по развитию рынка газомоторного топлива на территории Республики Беларусь.

Сейчас отечественная сеть «Газпром трансгаз Беларусь» насчитывает 27 стационарных автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) и 19 пунктов бескомпрессорной заправки, рассказали «БР» в компании. Наибольшее расстояние между АГНКС по основным маршрутам составляет 150 км.

Для монтажа газобаллонного оборудования, ремонта и сервисного обслуживания газотопливной аппаратуры открыто восемь участков и два пункта по технической диагностике и периодическому освидетельствованию баллонов в Минске и Слониме. Кроме того, в Беларуси есть и другие специализированные организации, оказывающие подобные услуги.

В эксплуатации дешевле

Расход природного газа в кубометрах примерно сопоставим с расходом бензина в литрах. Если предпочесть газ за 5000 руб./куб. м бензину АИ-95 за 11 900 руб./л, то на заправке можно сэкономить более чем в два раза. Как рассказали «БР» в «Газпром трансгаз Беларусь», подписанные с «Газпромом» документы гарантируют потребителям, что природный газ никогда не будет дороже дизельного топлива.

Правда, пока остается высокой стоимость переоборудования автомобиля для работы на метане. Есть возможность приобретения авто с заводским газобаллонным оборудованием. Количество таких машин увеличилось и в Беларуси. Девальвация российского рубля немного замедлила поток пригоняемых в страну европейских подержанных автомобилей на природном газе: Passat c 1,4 TSI, различных моделей Fiat, Volkswagen, AUDI, Volvo, Mercedes, Ford, SKODA...

До недавнего времени основными потребителями природного газа в Беларуси были владельцы коммерческого автотранспорта. Сегодня же структура рынка меняется, и количество индивидуальных пользователей газобаллонных автомобилей постепенно возрастает. Значительна доля тех, кто адаптирует мощные американские машины для работы на КПГ.

Нужны стимулы

Несмотря на сделанные шаги, говорить о масштабном использовании метана для заправки авто в нашей стране пока рано, считают в «Газпром трансгаз Беларусь». Согласно статистическим данным, сегодня всего 4,6 тыс. автомобилей заправляется природным газом. Идею перехода на КПГ охотно поддерживают только владельцы частных таксомоторных парков и грузоперевозчики.

В профильных госорганизациях дела обстоят иначе. Например, даже при налаженном серийном выпуске линейки автобусов МАЗ, оснащенных двигателями Mercedes и композитными баллонами Rugasco четвертого поколения, перевести автобусный парк на природный газ очень трудно.

По мнению экспертов «Газпром трансгаз Беларусь», причины кроются в первую очередь в человеческом факторе. Стереотип о том, что работать на таких автобусах опасно, неудобно и даже невыгодно, до сих пор имеет место. Придать толчок переходу на КПГ, полагают в компании, могло бы государственное стимулирование. Возможно, если пилотный проект в сельхозпредприятиях докажет высокую эффективность использования газомоторного топлива, то «дело двинется».

Литовский опыт

Показателен опыт прибалтийских коллег. Так, литовское предприятие UAB Vilniaus viešasis transportas уже несколько лет активно пополняет автопарк газобаллонными автобусами. Один из старейших автопарков Вильнюса, основанный в 1945 году, входит в муниципальную собственность города. На балансе предприятия 335 автобусов, из них 138 используют природный газ в качестве моторного топлива.

Основная часть парка газобаллонных автобусов — это бывшая в употреблении техника марки Volvo, приобретенная в Швеции около восьми лет назад. В ближайшие годы, по окончании установленного заводом-изгото­вителем срока эксплуатации газобаллонного оборудования, эти автобусы будут списаны. Кроме того, используются газовые автобусы MAN и Mercedes. Интересно, что последние были приобретены в Испании в обмен на квоты на выбросы парниковых газов Литовской Республики в рамках Киотского протокола.

Заправляется муниципальный транспорт прямо на территории автопарка. Оборудование для АГНКС приобреталось на условиях поэтапной выплаты всей суммы в процессе использования станции. Плата за заправку была включена поставщиком в цену газа (в виде отдельной надбавки). Когда на заправку будет израсходовано 22,5 млн куб. м КПГ, расчет будет окончен. В 2014 году потребление КПГ составило около 5 млн куб. м. По данным руководства, в 2016-м организация полностью рассчитается за поставленное оборудование, после чего АГНКС станет собственностью автопарка.

Производительность АГНКС — 4500 куб. м/ч, что позволяет ежедневно заправлять до 100 автобусов по разработанной логистической схеме. В случае дальнейшего увеличения автобусного парка потребуется просто расширить станцию.

Нет у литовских коллег проб­лем и с ремонтом газовых автобусов. Он выполняется в специально оборудованных боксах. Отличительная особенность ремзоны — высокий проем въездных ворот и установленные датчики загазованности. Периодичность обязательного технического обслуживания газобаллонной техники составляет 30 тыс. км пробега.

Отпускная цена КПГ для стороннего транспорта в Литве — 0,959 евро. Для сравнения: литр дизтоплива стоит 1,149 евро, бензина АИ-95 — 1,249 евро. Таким образом, КПГ дешевле дизтоплива на 16,5 %, а бензина марки АИ-95 — на 23,1 %. К слову, работа пассажирского транспорта в Вильнюсе дотируется из бюджета города приблизительно на треть стоимости проезда.

Скриншот материала


Автор: Нина Яроцкая

Источник: Белорусы и рынок